20.3.09

Антикризис - рецепты и концепции. Перед саммитом "двадцатки" разгорелись жесткие идеологические баталии


В преддверии саммита глав государств "двадцатки" в Лондоне многие аналитики пытаются определить сценарий, по которому могут развиваться события на этом форуме. Задача эта нелегкая, поскольку еще совсем недавно лидеры ведущих экономик мира, включая и Россию, высказывали разное видение вариантов выхода из глобального кризиса.
При этом в контексте их заявлений ярко часто усматривалась не только экономическая, но и политическая составляющая. Речь, прежде всего, шла о позиции США и других стран "Большой семерки", а также стран с переходной экономикой, таких как Россия, Бразилия и Китай. Появилась проблема сценариев и предложений, в которых определялись разные приоритеты в шагах по преодолению кризиса.

Накануне встречи в Лондоне глав финансовых ведомств "двадцатки" США выступили с предложением последовать их примеру и использовать для стимулирования своих экономик фискальные меры в размере не менее 2 процентов от ВВП. Эту позицию, которая предусматривает выделение новых крупных средств для стимулирования национальных экономик, открыто поддержали Лондон и Китай.
Против выступил Евросоюз. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что ЕС следует избежать "искусственного" выбора между фискальными стимулами и повышением степени контроля за финансовыми рынками. Франция и Германия настаивали на необходимости сначала стабилизировать мировой финансовый рынок, в том числе за счет создания его новой архитектуры, а лишь затем стимулировать экономический рост. Термин "новая архитектура" подразумевает модернизацию существующих еще со времен окончания Второй мировой войны международных финансовых институтов.
Что касается позиции России, то, если судить по заявлениям высокопоставленных чиновников, они на словах больше примыкали к антикризисным разработках ЕС, хотя в практике реализации антикризисных мероприятий - использование средств Стабилизационного фонда и усиление регулирующей роли государства - часто действовали по американским образцам. Окончательной ясности в этом вопросе не появилось и после саммита министров финансов "двадцатки" в Лондоне. Однако, похоже, наступает момент истины.

На сайте Кремля выставлен "Антикризисный план", который будет предложен Россией на саммите глав государств "двадцатки" в Лондоне. Москва предложила, в частности, радикально реформировать Международный валютный фонд, перераспределив голоса и квоты в нем в пользу стран с развивающимися рынками. По ее мнению, предполагаемая международная архитектура финансовых отношений должна строиться на принципах демократичности и равной ответственности за принятие решений, прозрачности операций всех участников и справедливого распределения рисков.
"Мы считаем, что новая система должна быть основана на диалоге и партнерстве, на взаимной ответственности и взаимозависимости стран, -заявил в этой связи помощник Президента РФ Аркадий Дворкович. - И, кстати говоря, даже после изменения структуры управления МВФ, доля США в этом направлении не уменьшится. Главным является готовность наших партнеров к принятию на себя взаимной ответственности вместе с нами".
Партнеры действительно не заставили себя ждать. Они приветствовали предложения Москвы. Не случайно почти одновременно с появлением московских предложений выступил глава Банка Англии Мервин Кинг. Он заявил, что апрельский саммит G20 в Лондоне открывает возможность придать импульс "процессу принятия решений по долгосрочным реформам в таких областях, как банковское регулирование, реформирование монетарной системы и управление международными финансовыми институтами".
Кинг также уточнил, что "пока существует политическая воля", необходимо выразить приверженность этим целям и приступить к разработке "ясного маршрута возвращения" банков в частный сектор и "решительных перемен в глобальной финансовой системе с целью предотвращения повторения кризиса".
Тем не менее, как предполагает президент компании "Крулл корпорейшн" Александр Мирчев, антикризисные меры, которые могут быть утверждены на саммите глав государств в Лондоне, будут носить компромиссный характер. Они включат в себя сочетание различных концепций решения широкого круга проблем - несостоятельность банков, устаревшие отраслевые модели, растущая безработица, рост государственных или потребительских расходов и т.д. Но о практическом результате взаимодействия между обозначенными антикризисными концепциями можно будет судить только по реальным результатам.

В краткосрочном плане, возможно, удастся "упрятать джина опять в бутылку". Если же говорить о долгосрочной перспективе, то и в развитых и в развивающихся экономиках выбор придется делать между соотношением государственного и частного сектора.
По большому счету речь идет о создании основополагающих конструкций "нового капитализма". Пока ясно только одно: выход из кризиса необходимо искать сообща. Экономика и финансовые системы развитых и развивающихся стран оказались настолько переплетены друг с другом, что антикризисные меры "национального локального характера" ведут только в тупик и еще более усугубляют положение. Наступает время нового типа координации действий со стороны стран развитой и развивающихся экономик. Только тогда может появиться свет в конце тоннеля.
Станислав Тарасов, специально для "ФК-Новости".